Национальная отрасль искусства – ковроделие берёт свои корни с античных времён. Первым представителем данного искусства является пазырыкский ковёр, который был найден в 1949 году в Горном Алтае. По данным изучивших его экспертов, ковру приблизительно 2,5 тыс. лет. За всё время своей «жизни» ковровые изделия перенесли множество изменений, но, несмотря на это, у туркмен сохранилась традиция народного ковродельческого искусства. Туркменские ковры прославились своей красотой и уникальностью во всём мире и получили признание международных сообществ, чему свидетельствует его внесение в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Публицист Сердар Акиниязов поделился историческими фактами, связанными с этапами развития ковроделия в Туркменистане с редакцией CentralAsia.news.
– Ещё в античный период высоко ценились шерстяные парфянские ковры, поступавшие на мировые рынки по Великому Шёлковому пути, который проходил через территорию государства. В XIII веке известный венецианский купец и путешественник Марко Поло, чьи записи стали одним из первых источников знаний европейцев о Востоке, с чувством восхищения говорил о туркменских коврах. Итальянские мастера живописи эпохи Возрождения, пленённые искусством туркменских ковров, изображали их фрагменты на своих полотнах. Многочисленные изображения туркменских ковров были изображены на персидских миниатюрах XV века, – с восторгом отметил Акиниязов.
Касательно ковровщиц страны было отмечено, что они используют в своей деятельности секретные приёмы, которые получили от своих матерей в наследство. По этой причине у народа сохранились образцы узоров для гёлей. Подчёркнуто, что умение соблюдать симметрию фигур при создании ковра является высоко оценимым навыком во всём мире.
Помимо этого, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов 28 мая направил праздничное послание своему дружному народу в связи с наступлением торжества ковра, подчеркнув неповторимую красоту ковровых изделий и профессионализм ковровщиц в их непростом создании.